ГОСТ Р 53873-2010 Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов
ГОСТ Р 53873-2010
Группа Т50
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ
Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов
Rehabilitation of invalids. Services in the professional rehabilitation of invalids
ОКС 03.080.30
Дата введения 2011-10-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А.Альбрехта Федерального медико-биологического агентства России» (ФГУ «СПбНЦЭР им. Г.А.Альбрехта ФМБА России»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Технические средства для инвалидов»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 сентября 2010 г. N 253-ст
4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федеральных законов Российской Федерации:
— от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
— от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании»;
— от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на услуги по профессиональной реабилитации инвалидов, предоставляемые реабилитационными предприятиями, организациями и учреждениями (далее — учреждения) различных организационно-правовых форм и форм собственности, и устанавливает основные виды и содержание этих услуг.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 52876-2007 Услуги организаций реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. Основные положения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495, а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1 услуги по профессиональной реабилитации: Комплекс услуг, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда, на максимально возможное включение в трудовую деятельность с учетом имеющихся у инвалида нарушений функций организма и ограничений к трудовой деятельности с целью достижения им конкурентоспособности на рынке труда, материальной независимости, самообеспечения и интеграции в общество.
4 Общие положения
4.1 Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов, установленные в настоящем стандарте, являются неотъемлемой важнейшей частью всего комплекса реабилитационных услуг и должны предоставляться параллельно с реабилитационными услугами других видов.
4.2 Услуги по профессиональной реабилитации осуществляются в соответствии с мероприятиями профессиональной реабилитации, предусмотренными программой профессиональной реабилитации инвалида, и включают в себя:
— профессиональную ориентацию;
— профессиональное образование и профессиональное обучение и (или) переобучение;
— содействие трудовому устройству;
— производственную адаптацию.
4.3 Разработка программы профессиональной реабилитации инвалида включает в себя следующие этапы: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценку трудового потенциала и трудового прогноза, определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению профессиональной деятельности в соответствии с имеющимися нарушениями функций организма, со структурой его заболевания и потребностей, кругом профессиональных интересов, уровнем притязаний, социальным статусом и реальными возможностями социально-средовой инфраструктуры.
4.4 Реализация услуг по профессиональной реабилитации инвалидов должна быть направлена на достижение максимального эффекта при минимальных затратах времени на их выполнение.
4.5 Реализация услуг по профессиональной реабилитации осуществляется поэтапно и непрерывно в учреждениях соответствующего профиля. Содержание и длительность процесса реабилитации определяются потребностью инвалида в каждой конкретной услуге. Процесс профессиональной реабилитации считается завершенным, когда инвалид достиг в профессиональном отношении уровня, максимально возможного в соответствии с его трудовым потенциалом и приближенного к уровню, предшествующему возникновению ограничения к трудовой деятельности.
4.6 Планирование и предоставление услуг по профессиональной реабилитации инвалидов осуществляют по следующим этапам:
— профессионально-трудовая диагностика;
— оценка трудового потенциала и трудового прогноза;
— разработка перечня услуг по профессиональной реабилитации и плана их реализации;
— предоставление услуг;
— мониторинг (наблюдение) хода предоставления реабилитационных услуг;
— оценка эффективности услуг, определяющая степень достижения запланированного реабилитационного воздействия.
4.7 Каждый этап предоставления услуг по профессиональной реабилитации должен быть ориентирован на конкретную реально возможную цель, о которой инвалид должен знать и к достижению которой он должен стремиться вместе со специалистами.
4.8 Объем услуг по профессиональной реабилитации не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных услуг по профессиональной реабилитации, предоставляемых инвалиду.
4.9 Инвалид вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема услуг по профессиональной реабилитации. Такой отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также учреждения от ответственности за их исполнение.
4.10 Предоставление услуг по профессиональной реабилитации инвалидов осуществляется при выполнении следующих условий, оказывающих значительное влияние на качество предоставляемых услуг и способствующих повышению эффективности работы учреждения:
— наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение (далее — документы);
— условия размещения учреждения;
— укомплектованность учреждения специалистами и соответствующий уровень их квалификации;
— специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, технические средства профессиональной реабилитации), применяемое в процессе профессиональной реабилитации;
— состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления реабилитационных услуг инвалидам — клиентам учреждения;
— наличие собственной и внешней систем (служб) контроля качества предоставляемых услуг.
Требования к вышеуказанным условиям установлены в подразделе 4.15 ГОСТ Р 52876.
5 Основные виды и содержание услуг по профессиональной реабилитации инвалидов
5.1 Профессиональная ориентация инвалида — система услуг (медицинских, психолого-педагогических, социально-экономических), обеспечивающая профессиональное самоопределение инвалида с учетом его психофизиологического состояния, индивидуальных особенностей личности и требований общества.
Профессиональная ориентация включает в себя:
— профессиональное информирование;
— профессиональное консультирование;
— профессиональный подбор;
— профессиональный отбор.
5.1.1 Профессиональное информирование инвалида заключается в ознакомлении инвалида с современными видами производства, состоянием рынка труда, видами труда, различными профессиями и специальностями, формами и условиями их освоения; требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку; возможностями трудоустройства, профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.
Услуги по профессиональному информированию предоставляют в следующих формах:
— индивидуальное и групповое информирование;
— непосредственное информирование (лекция, семинар, беседа);
— опосредованное информирование (теле- и радиопередачи, видеофильмы, издание газет, журналов, наглядных пособий).
5.1.2 Профессиональное консультирование инвалида заключается в оказании помощи инвалиду в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его особенностей и возможностей, а также потребностей общества.
Профессиональное консультирование включает в себя:
— определение имеющейся проблемы в области профессионального самоопределения;
— снятие тревожного состояния;
— выявление круга склонностей и сферы профессиональных интересов;
— выяснение необходимости расширения профессиональной информированности;
— оказание помощи в разработке профессиональных планов и профессиональных маршрутов;
— коррекцию неадекватных профессиональных планов.
5.1.3 Профессиональный подбор применительно к инвалиду предполагает подбор инвалиду профессий, в которых наиболее полно и эффективно могут быть учтены его интересы, склонности и способности, реализована остаточная трудоспособность, т.е. профессий/специальностей, в которых он может быть конкурентоспособен на рынке труда.
Профессиональный подбор включает в себя следующие услуги медицинского, психологического, социального, педагогического, технического и социально-экономического профиля:
— медицинские — определение медицинских показаний и противопоказаний к профессиональной деятельности, видов труда, доступных инвалиду по характеру, условиям, режиму и формам организации трудовой деятельности, оценка пригодности инвалида к выполнению работы в показанных ему по состоянию здоровья профессиях/специальностях;
— психологические — определение профессиональной направленности, оценка профессионально важных качеств на основе диагностики динамики высших психических функций, диагностики интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностных особенностей индивида, подбор профессий/специальностей с учетом психологического статуса инвалида, его профессиональных склонностей и способностей;
— педагогические — проведение ориентировочных профессиональных проб: трудовых испытаний, моделирующих базовые элементы (операции и действия) различных видов профессиональной практической деятельности, для выбора наиболее доступных возможностям инвалида и наиболее соответствующих его индивидуальным особенностям;
— социальные — оценка социальных факторов: возраста, пола, уровня общего и профессионального образования, семейного и материального положения, жилищных условий, расстояния от дома до места работы и способа передвижения и др.;
— технические — оценка нуждаемости в обеспечении вспомогательными рабочими средствами, техническими средствами реабилитации, в приспособлении рабочего места;
— социально-экономические — анализ рынка труда для подбора доступной профессии/специальности, отвечающей пожеланиям инвалида к искомой работе (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения, характер труда, должность) и соответствующей рекомендациям, содержащимся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы.
5.1.4 Профессиональный отбор заключается в определении степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии/специальности (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями. В процессе профотбора устанавливается соответствие психологических, психофизиологических особенностей человека, его профессиональной подготовки требованиям, предъявляемым спецификой избранной трудовой деятельности.
Профессиональный отбор применительно к инвалиду включает в себя следующие услуги медицинского, психологического, педагогического, социально-экономического, социального профиля:
— медицинские — определение медицинских показаний и противопоказаний к избранной инвалидом профессиональной деятельности, доступности ее по характеру, условиям, режиму и формам организации трудовой деятельности, оценка пригодности инвалида к выполнению работы в избранной профессии/специальности по состоянию здоровья;
— психологические — определение профессиональной направленности, оценка профессионально важных качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности по избранной профессии/специальности на основе диагностики динамики высших психических функций, интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностных особенностей индивида с использованием методов психологического и психофизиологического исследований;
— педагогические — проведение целевых профессиональных проб: трудовых испытаний, моделирующих базовые элементы (операции и действия) избранного вида профессиональной деятельности, для оценки соответствия уровня возможностей инвалида требованиям, которые предъявляются профессией/специальностью;
— социально-экономические — анализ рынка труда для подбора доступной профессии/специальности, отвечающей пожеланиям инвалида (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения работы, характер труда, должность, профессия/специальность) и соответствующей рекомендациям, содержащимся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы;
— социальные — оценка социальных факторов: возраста, уровня общего и профессионального образования, имеющегося трудового опыта и стажа, уровня социальной адаптации, семейного и материального положения, расстояния от дома до места работы, способа передвижения и др.
5.2 Профессиональное образование инвалидов предполагает подготовку из числа инвалидов работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня в области, рекомендуемой программой профессиональной реабилитации инвалида, согласно перечням профессий и специальностей, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и уровням профессионального образования (начального, среднего и высшего). Профессиональное образование инвалидов должно быть направлено на формирование у них социальной и профессиональной компетентности, сохранение и укрепление их здоровья и на этой основе — на повышение их трудового потенциала, что обеспечивается созданием специальных условий, в том числе за счет увеличения сроков обучения, сокращения наполняемости учебных групп.
Программы профессионального образования различных уровней для инвалидов реализуются в рамках государственных образовательных стандартов с психолого-педагогическим и медико-социальным сопровождением учебного процесса в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы в учреждениях следующих типов:
— в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения с применением, при необходимости, вспомогательных технических средств и технологий;
— в специализированных учреждениях профессионального образования (группах) или на дому по специальным программам с использованием, при необходимости, вспомогательных технических средств и технологий.
5.2.1 Начальное профессиональное образование инвалидов должно быть направлено на подготовку из числа инвалидов работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования с учетом имеющихся у инвалида нарушений функций и ограничений способности к обучению и трудовой деятельности.
Начальное профессиональное образование может быть получено инвалидом в образовательных учреждениях начального профессионального образования общего типа или специализированных для инвалидов, нуждающихся в специальных образовательных условиях, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы.
Начальное профессиональное образование инвалидов может реализовываться в различных формах: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), дистанционная, экстернат в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы.
5.2.2 Среднее профессиональное образование инвалидов предполагает подготовку специалистов среднего звена из числа инвалидов на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования с учетом имеющихся у инвалида нарушений функций и ограничений способности к обучению и трудовой деятельности.
Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования общего типа, в образовательно-реабилитационных техникумах и колледжах-интернатах или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования общего типа или специализированных для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования.
Среднее профессиональное образование может реализовываться в различных формах: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), дистанционная, экстернат в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы.
5.2.3 Высшее профессиональное образование инвалидов предполагает подготовку специалистов высшего уровня из числа инвалидов на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования с учетом имеющихся у инвалида нарушений функций и ограничений способности к обучению и трудовой деятельности.
Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) и в специализированных высших учебных заведениях для инвалидов с использованием специального режима обучения, с применением, при необходимости, вспомогательных технических средств и технологий, с психолого-педагогическим и медико-социальным сопровождением учебного процесса в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы.
Высшее профессиональное образование может реализовываться в различных формах: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), дистанционная, экстернат.
5.2.4 Ускоренная профессиональная подготовка инвалида предполагает ускоренную форму приобретения профессиональных навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ с учетом имеющихся у инвалида нарушений функций и ограничений способности к обучению и трудовой деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы. Ускоренная профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося и включает в себя курсовое обучение, обучение на предприятиях, на рабочих местах, в центрах профессиональной реабилитации.
5.2.5 Обучение инвалида на рабочем месте обеспечивает профессиональную подготовку в условиях обычной трудовой ситуации на будущем рабочем месте с учетом имеющихся у инвалида нарушений функций и ограничений способности к обучению и трудовой деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы.
5.2.6 Переподготовка и повышение квалификации инвалида предполагают организационную, техническую и технологическую подготовку инвалида к работе по новой профессии или по прежней, но в изменившихся условиях (новое оборудование, материалы, инструмент) с учетом имеющихся у инвалида нарушений функций и ограничений способности к обучению и трудовой деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы.
5.2.7 Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учебного процесса обеспечивают организацию психологической, медицинской, социальной, технической поддержки обучающихся инвалидов, создание специальных условий обучения. В качестве форм организации сопровождения организуются как специализированные отделения (при учреждениях общего типа или специализированных) для комплексного сопровождения обучающихся данного учебного заведения, так и ресурсные центры, ставящие перед собой задачу оказания поддержки, например, незрячей молодежи в период вузовского образования.
5.2.8 Обеспечение техническими средствами, необходимыми для получения образования, включает в себя деятельность по консультированию, по подбору и предоставлению инвалиду технических средств (тифло-, сурдо- и других), повышающих эффективность освоения им образовательных программ.
5.3 Содействие трудоустройству инвалида предполагает целенаправленную деятельность по подбору инвалиду рабочего места, на котором обеспечивается соответствие выполняемого труда возможностям и пожеланиям инвалида, его профессиональной подготовке с учетом имеющихся нарушений функций и ограничений способности к трудовой деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы.
Процесс содействия трудоустройству включает в себя:
— консультирование и информирование инвалидов по вопросам трудоустройства;
— содействие в поиске подходящей работы;
— трудоустройство на открытом рынке труда;
— трудоустройство на дому;
— поддерживаемое трудоустройство.
Подходящей для инвалида считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
5.3.1 Консультирование инвалида по вопросам трудоустройства включает в себя:
— прогнозирование различных вариантов трудовой деятельности;
— составление плана трудоустройства, включая необходимую психологическую поддержку;
— социальную адаптацию на рынке труда;
— помощь в разрешении проблем инвалидам, испытывающим трудности в поиске подходящей работы.
5.3.2 Информирование инвалида по вопросам трудоустройства предполагает сообщение инвалиду информации о состоянии рынка труда, наличии вакантных рабочих мест, спектре профессий, соответствующих рекомендациям медико-социальной экспертизы, требованиях доступных профессий человеку, условиях и характере труда, различных вариантах занятости (общественные работы, постоянное или временное трудоустройство, предпринимательская деятельность и т.п.), о правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы.
5.3.3 Содействие инвалиду в поиске подходящей работы предполагает помощь инвалиду в получении подходящей работы в соответствии с его интересами, способностями, возможностями (с учетом имеющихся у инвалида нарушений функций и ограничений способности к трудовой деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы) и с потребностями рынка труда. Подбор варианта подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня профессиональной подготовки и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка по последнему месту работы, рекомендаций о противопоказанных и доступных условиях и видах труда, транспортной доступности рабочего места, пожеланий инвалида к искомой работе (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения, характер труда, должность, профессия/специальность), а также требований работодателя к исполнению трудовой функции и кандидатуре работника.
5.3.4 Трудоустройство инвалида на открытом рынке труда — целенаправленная деятельность, позволяющая подобрать подходящую работу и обеспечить рациональное трудоустройство инвалида в соответствии с его трудовыми возможностями, рекомендациями медико-социальной экспертизы в обычных условиях труда за счет снижения тяжести, напряженности и/или уменьшения объема работы.
5.3.5 Трудоустройство на специализированное предприятие (цех, участок), применяющее труд инвалидов, — целенаправленная деятельность, позволяющая подобрать подходящую работу и обеспечить рациональное трудоустройство инвалидов в соответствии с их трудовыми возможностями, рекомендациями медико-социальной экспертизы, используя особую форму организации специализированных предприятий.
5.3.6 Трудоустройство на дому — целенаправленная деятельность, позволяющая подобрать подходящую работу на дому и обеспечить рациональное трудоустройство инвалида в домашних условиях в соответствии с его трудовыми возможностями, рекомендациями медико-социальной экспертизы, используя специально созданные условия труда.
5.3.7 Поддерживаемое трудоустройство — целенаправленная деятельность, включающая в себя помощь по подбору инвалиду, способному к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда при помощи других лиц, подходящей работы на открытом рынке труда, в освоении профессиональных обязанностей, в закреплении на рабочем месте и по сохранению рабочего места.
5.3.8 Социальная адаптация инвалида на рынке труда — деятельность, направленная на получение инвалидом навыков активного, самостоятельного поиска работы, составления резюме, проведения деловой беседы с работодателем, самопрезентации, преодоления последствий длительной безработицы, повышения мотивации к труду, самокоррекции, способствующая сокращению периода поиска подходящей работы.
5.4 Производственная адаптация — деятельность по содействию приспособления инвалида к условиям профессиональной среды (социальной и производственной), содержанию, режиму, условиям, характеру профессиональной деятельности, трудовому коллективу на основе определения оптимального уровня производственных нагрузок, связанных с исполнением требований рекомендуемой профессиональной деятельности в условиях конкретного производства, в целях создания благоприятных условий для максимально эффективной реализации трудовых возможностей и реабилитационного потенциала.
Производственная адаптация в рамках профессиональной реабилитации может включать в себя в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы, следующие услуги:
— создание специально созданных условий труда;
— создание специального рабочего места;
— обеспечение рабочего места специализированным основным и вспомогательным оборудованием;
— обеспечение техническими средствами, необходимыми для эффективного выполнения профессиональной деятельности;
— социально-психологическое и социальное сопровождение в процессе закрепления на рабочем месте.
5.4.1 Создание специально созданных условий труда включает в себя деятельность, обеспечивающую показанные инвалиду условия и режим труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида:
— неполный рабочий день с предоставлением показанных видов труда;
— льготные нормы выработки;
— введение дополнительных перерывов;
— строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм;
— систематическое медицинское наблюдение;
— возможность полностью или частично работать на дому;
— оснащение рабочего места вспомогательными техническими средствами;
— другие особенности в условиях труда, указанные в индивидуальной программе реабилитации инвалида.
Трудоустройство в специально созданных условиях осуществляется:
— на специализированных рабочих местах на открытом рынке труда;
— в спеццехах, на спецучастках на открытом рынке труда;
— на специализированных предприятиях, предназначенных для труда инвалидов;
— в надомных условиях.
5.4.2 Создание специального рабочего места включает в себя:
— оптимизацию условий труда, режима труда и отдыха;
— обеспечение рабочего места специализированным основным и вспомогательным оборудованием;
— дополнительное обеспечение мер сигнализации и техники безопасности;
— социально-психологическое сопровождение в процессе закрепления на рабочем месте с учетом индивидуальных возможностей инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
5.4.3 Создание условий для надомного труда предполагает создание на дому показанных в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида условий труда, обеспечивающих рациональное трудоустройство и возможность выполнения инвалидами работы на дому. Надомные виды работ могут создаваться, предоставляться инвалидам как обычными, так и специализированными предприятиями.
5.4.4 Обеспечение техническими средствами, необходимыми для эффективного выполнения профессиональной деятельности, предполагает консультирование по подбору и предоставление инвалиду технических средств для оснащения рабочего места; технических средств, которые обеспечивают помощь при передвижении на предприятии и социально-бытовую адаптацию в процессе рабочего дня (прием пищи, санитарно-гигиенические условия) с учетом индивидуальных возможностей инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
5.4.5 Социально-психологическое сопровождение инвалида в процессе закрепления на рабочем месте — деятельность по содействию социально-психологической адаптации в коллективе, на рабочем месте (психологическое консультирование, психологический тренинг, например коммуникативный, психологическая коррекция).
5.4.6 Социальное сопровождение на рабочем месте предполагает социальную поддержку наставником, инструктором при адаптации на рабочем месте, контроль и курирование в процессе осуществления профессиональных обязанностей инвалидами, способными выполнять трудовую деятельность в специально созданных условиях при помощи других лиц.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2011