Получение достойного и адекватного образования ребенком-инвалидом является важным в психолого-педагогической реабилитации или абилитации. При определении нуждаемости ребенка-инвалида в конкретных мероприятиях специалисты учреждения МСЭ ориентируются на данные реабилитационно-экспертной диагностики, сведения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и других специалистов. Мероприятия психолого-педагогической и профессиональной реабилитации ребенка-инвалида включают:
– получение дошкольного воспитания и обучения;
– получение общего образования;
– получение профессионального образования;
– рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда;
– проведение психолого-педагогической коррекции.
Приказ Минтруда России № 723 от 10.12.2013 г. «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» и Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (пункты 10г и 21) регламентируют межведомственное взаимодействие между учреждениями МСЭ и ПМПК.
В соответствии с действующими нормативно-правовыми документами разработан следующий алгоритм межведомственной работы педиатрического бюро МСЭ и ПМПК: ребенок инвалид, прошедший обследование в лечебно-профилактических учреждениях и нуждающийся в создании условий для получения образования, обследуется на ПМПК, специалисты которой выдают родителям заключение с рекомендациями по «определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования» (п. 21 Приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»). Если ребенок нуждается в сопровождающем — помощнике (ассистенте) воспитателя, учителя, ПМПК определяет эту потребность и прописывает в своем заключении.
Таким образом, специалисты МСЭ собирают всю необходимую информацию и вносят рекомендации в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка. Специалисты ПМПК должны полностью прописывать все условия образовательного маршрута, в том числе и необходимость занятий с разными специалистами (логопед, дефектолог, олигофренопедагог, психолог, сурдопедагог, тифлопедагог).
Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
Для детей-инвалидов, получающих общее образование организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют обучение с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. Важно вовлекать родителей в психолого-педагогический реабилитационный процесс, обучая их современным приемам взаимодействия со своими детьми.
При рекомендации условий и формы получения общего образования важно учитывать необходимость формирования (компенсации) личностных социально-адаптационных навыков и поведенческих стратегий. Проблемой является необоснованное выведение детей инвалидов на надомное обучение по настойчивой просьбе педагогов, реже самих родителей, даже если ребенок ходит в школу, но занимается один на один с педагогом. Такая форма обучения затрудняет развитие у ребенка способности к общению со сверстниками и взрослыми, может способствовать задержке (искажению) личностного социального развития, усиливать степень зависимости ребенка (подростка) от родителей, повышать уровень социального страха, что в целом может способствовать закреплению малопродуктивных стратегий поведения, а в перспективе может привести к усилению социальной дезадаптации.
Приоритетными для ребенка-инвалида являются мероприятия по профессиональной ориентации, которые начинают проводиться довольно рано (с 11-13 лет) и способствуют формированию адекватного профессионального выбора. В ходе профориентации работа специалистов направлена на помощь ребенку в подборе таких профессий или видов трудовой деятельности, в которых он сможет в дальнейшем (по возможности) работать без ограничений.
Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
В настоящее время для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждения общего типа.
Получить профессиональное образование инвалиды могут как в специальных образовательных учреждениях профессионального образования, предоставляющих образовательные услуги только инвалидам, так и в образовательных учреждениях общего типа Минобрнауки России. В учреждениях профессионального образования общего типа ведется обучение студентов-инвалидов с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением, при необходимости, вспомогательных технических средств и технологий, и в которых создаются условия в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с государственными службами занятости населения, органами управления образованием и социальной защиты на договорных началах. Специальные условия указанных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации и абилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:
приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;
адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.
Вопрос о необходимости формирования трудовой рекомендации ребенка для включения в раздел «мероприятия по психолого-педагогической реабилитации» в ИПРА ребенка-инвалида решается индивидуально и во многом зависит от мотивации ребенка и (или) его законных представителей на адекватную трудовую деятельность.
Определение ограничения способности к трудовой деятельности у ребенка не является обязательным, но в некоторых случаях может проводиться. Степень ОСТД у ребенка будет зависеть от наличия или отсутствия у него основной профессии. Как правило, у ребенка основная профессия отсутствует.
Психолого-педагогическая коррекционная работа состоит из видов психолого-педагогической коррекции, в которых нуждается ребёнок-инвалид (коррекция несформированности высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями, формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и др.).
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков с целью определения вида образовательной программы в соответствии с их психофизическими и интеллектуальными особенностями и возможностями.
Цель: Выявления детей ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Основные направления деятельности и задачи:
Проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
- Подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
- Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
- Оказание республиканским государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
- Участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия является постоянно действующей службой с 1992 года. Согласно Положению о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 переименована в Центральную ПМПК.
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия является вышестоящим в системе ПМПК, которая представляет собой трехуровневую организационную структуру:
- на республиканском уровне — Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия;
- на муниципальном (районном) уровне — территориальные психолого-медико-педагогические комиссии, (г.г. Якутск, Олекминск, Ленск, Нерюнгри, Алдан, Мирный, Вилюйск, Усть-Алданский улус). В мае 2014 ПМПК открыта в Чурапчинском улусе. За три года планируется открытие в 12 муниципальных образованиях;
- на первичном уровне (уровне образовательного учреждения)- психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк).
С первых дней и по настоящее время работают специалисты высшей квалификационной категорией Ордахова Гераида Николаевна и Саввина Тамара Николаевна.
За 20 лет специалистами Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии проведено комплексное обследование более 30 000 детей в 28 улусах (районах) республики в возрасте от 3-х до 18 лет.
ПРИЛОЖЕНИЯ (скачать):
Согласие на обработку персональных данных родителя и ребенка на ЦПМПК
Муниципальные психолого-медико-педагогические комиссии
Якутск
Руководитель: Попова Ирина Константиновна
Конт. тел. 43-09-08
Эл. почта: cpprk_dp@mail.ru
Ленск
Руководитель: Ульянова Екатерина Владиславовна
Конт. тел.: 8-411-37-4-6753
Эл.почта: metod.uuo@mail.ru
Нерюнгри
Руководитель: Козина Галина Петровна
Конт. тел.: 8-411-47-641-67
Эл.почта: Kozina2003@mail.ru
Алдан
Руководитель: Фролова Нина Николаевна
Конт.тел.:8-411-45-3-15-65, 3-50-40
Эл.почта: ninelaldan@mail.ru
Мирный
Руководитель: Щербань Инесса Антоновна
Конт.тел.: 8-411-36-4-66-93, 4-64-75
Эл.почта: centre_pmss@mail.ru
Усть-Алданский
Руководитель: Стрекаловская Мираида Михайловна
Конт.тел.: 8-411-61-42-834
Эл.почта: borspmcc@yandex.ru
Олекминск
Руководитель: Рахимова Фаина Иннокентьевна
Конт.тел: 8-411-38-4-408
Эл.почта: uoou@olekma.sakha.ru
Чурапчинский
Руководитель: Монастырева Жанна Петровна
Конт.тел.: 8-411-51-42-875
Эл.почта: ppmc@churap.ru
Хангаласский
Руководитель: Васильева Надежда Николаевна
Конт.тел.: 8-411-44-41-408
Эл.почта: ruonadejda@mail.ru
Амгинский
Руководитель: Максимова Лидия Яковлевна
Конт.тел.: 8-411-42-42-911
Эл.почта: amga_koshi@mail.ru
Мегино-Кангаласский
Руководитель: Птицына Матрена Васильевна
Конт.тел:8-411-43-41-351
Эл. почта:centr-keskil@yandex.ru
Вилюйский
Руководитель: Иванова Фекла Викторовна
Конт.тел.:8 -411 -32-41-975
Эл.почта: cpprikvil@mail.ru
Таттинский
Руководитель: Афанасьева Павлина Ивановна
Конт.тел.: 8-411-52-41-668
Эл.почта: tatpmss@mail.ru
Намский
Руководитель:Новгородова Сахаяна Калистратовна
Конт.тел.: 8-411-62-43-099
Эл.почта: Scpcnamtsy@mail.ru
Верхневилюйский
Руководитель: Афанасьева Розалия Алексеевна
Конт.тел.: 8-411-33-41-832
Эл.почта: cpks@mail.ru
Сунтарский
Руководитель: Молосокова Лена Афанасьевна
Конт.тел.: 8-411-33 41-832
Эл.почта: mouo@suntar.ru
Нюрбинский
Руководитель: Васильева Сардана Ивановна
Конт.тел.:8-411-34-24643
Эл.почта: cpmss@uuonyurba.ru
Горный
Руководитель: Данилова Анна Михайловна
Конт.тел.:8-411-31-41408
Эл.почта: uuober@mail.ru
ЦПМПК
Руководитель: Слепцова Инна Ивановна
Конт.тел.: 8-411-2-42-34-97
Эл.почта: rdrmc@mail.ru
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
677000, г. Якутск, пр. Ленина, д. 30
Телефон (4112) 50-69-04, (4112) 50-69-01
Факс: (4112) 42-49-29
Адрес эл. почты: minobr@sakha.gov.ru
Сайт: https://minobr.sakha.gov.ru
ГБПОУ РС(Я) «Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов»
Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Сергеляхское шоссе 10 км
Телефон: (4112) 36-89-54, 36-88-51
Адрес эл.почты: rlic35@sakha.gov.ru
Сайт: http://reabcenter.ykt.ru/
ГБОУ ДОД РС(Я) «Центр дистанционного образования Министерства образования РС(Я)»
677008, г. Якутск, Вилюйский тракт, 3 км, д. 47
Телефон: (4112) 40-23-00, 40-25-00
Адрес эл.почты: distobr@mail.ru
Сайт: https://цдоякутия.рф/
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия
677000 г.Якутск, Вилюйский тракт 3 км, 47
Телефон: (4112) 40-35-17
Адрес эл.почты: rdrmc@mail.ru
Сайт: http://pmcc.ykt.ru/
ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
677008, г. Якутск, Вилюйский тракт, 3 км, д. 47
Телефон: (4112) 36-83-60, 36-83-73
Адрес эл.почты: star4559@mail.ru
Сайт: http://www.rscoshi-ykt.ru/
ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат I вида»
677014, г.Якутск, ул. Кузьмина, д. 36
Телефон: (4112) 23-36-87
Адрес эл.почты: gluxoi08@mail.ru
Сайт: http://rskoshi-1.ru/